Сегодня, 8 апреля, день


Сегодня, 8 апреля, день памяти Анатолия Равиковича (24.12.1936 – 08.04.2012)

Предлагаем вашему вниманию фильмы с участием Анатолия Равиковича

1. Загадка Эндхауза (1989) 2. Тайна золотого брегета (1 – 2 серии) (1988) 3. Приморский бульвар (1 – 2 серии) (1988) 4. Привидение из города Ойленберга (1 – 2 серии) (1987) 5. Покровские ворота (1 – 2 серии) (1982) 6. Мушкетёры двадцать лет спустя (1 – 4 серии) (1992)

Анатолий Юрьевич Равикович (24 декабря 1936, Ленинград 8 апреля 2012, Санкт-Петербург) советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1983)

Биография:

Детство

Анатолий Равикович родился 24 декабря 1936 года в Ленинграде, где и прошло его детство. Семья жила в тяжелые времена. Застали Гражданскую войну, период НЭПа, Великую Отечественную войну: голод, страх, ленинградскую блокаду, эвакуацию… Родители, к сожалению, ничего в жизни не видели, кроме погони за куском хлеба, чтобы достойно вырастить троих детей. Есть у Анатолия Равиковича чувство вины перед своими родителями: он был не очень внимательным сыном, к сожалению, все понимаешь слишком поздно.

А артистом Анатолий Равикович стал, совершенно к этому поприщу не стремясь. Конечно, хочется сказать лучше, но правда превыше всего. В лицедеи он пошел из выгоды. В театральные стены его привело стремление заслужить какой-то авторитет у компании дворовых пацанов, которые были старше и всех гоняли. Выяснилось, что есть такой способ. Вся компания ходила смотреть кино. Потом усаживалась во дворе, и вот тутто Анатолий Равикович всю эту Волгу-Волгу, с титров начинал играть. Особенно удавались женские роли Любови Орловой, да и Игорь Ильинский неплохо получался. За это парню давали покурить. С этого все и началось.

Учеба

На вступительных экзаменах в Ленинградский государственный институт театра музыки и кино им. А.Н. Островского Анатолий сыграл идиота: так песню По долинам и по взгорьям еще никто не исполнял перед приемной комиссией, которая буквально валялась от хохота. И профессор Хохлов признался, что взял Анатолия Юрьевича потому, что такого идиота он давно не встречал, а это амплуа очень важно на сцене. Равиковича оставили в вузе с условием, что он и дальше будет работать над этим.
После окончания института начинающего артиста направили в Комсомольск-на-Амуре. Играть приходилось много, было тяжело, не хватало сил. Многие коллеги быстро сдались: Зачем выкладываться, если публика все равно ничего не понимает?.
Три года в Комсомольске-на-Амуре, затем год в Сталинградском драмтеатре. И вот он счастливый случай! 1962 год. Знакомство с главным режиссером Театра имени Ленсовета – Игорем Владимировым на отдыхе в одном санатории в Ялте, вместе оказались на пляже. Оказалось, Владимиров искал молодых интересных артистов.

“Ленсовет”

В итоге четверть века Анатолий Равикович проработал в Театре имени Ленсовета, был одним из лидеров труппы Игоря Владимирова, сыграл немало спектаклей, оставшихся в памяти зрителей. Его Карлсон, Мармеладов, Санчо Панса считаются сценическими шедеврами. Зрители с ночи занимали очередь в кассу, чтобы утром купить билет на спектакли, которые принесли театру и его артистам хорошую репутацию и большую любовь: Пигмалион и Человек со стороны, Ромео и Джульетта и Люди и страсти, Левша, Дульсинея Тобосская и Интервью в Буэнос-Айресе…

Конечно, лидером труппы была Алиса Фрейндлих, ее авторитет был очень высок. Ее любили. Хотя она и была женой главного режиссера, но не позволяла себе ничего лишнего, никогда не вела себя как капризная примадонна. Равикович очень много играл с нею: Преступление и наказание, Малыш и Карлсон, Трехгрошовая опера…

Равикович и Мазуркевич

В стенах Ленсовета Анатолий Равикович нашел свое семейное счастье – Ирину Мазуркевич. Она была на 21 год младше, а свел их спектакль Малыш и Карлсон. Ирина играла Малыша, а Анатолий, соответственно, Карлсона. Актриса вспоминает: Равик, как он сам мне рассказал, обратил на меня внимание. Он даже запомнил, что на мне была зеленая кофта в обтяжку с белой полоской и пуговкой на груди. Эту кофту мне подарил Высоцкий.
А мне Равик давно нравился, чувствовалось, что на сцене – настоящий мужик! И этим все сказано. Но он тогда, в 40 лет, играл пожилых людей: Мармеладова, Санчо Пансу. Поэтому мне казалось, что ему лет 100. Однажды в коридоре я случайно столкнулась с ним… и увидела живые и озорные глаза абсолютно молодого человека. Наши взгляды встретились, проскочила искра, и начался роман. Конечно, я и в мыслях не держала, что нас ждет впереди.

Ирина к тому времени уже была замужем (в Ленинград она приехала вместе с мужем). Не был свободен и Равикович у него были жена и обожаемая дочь. Но случилось, то, что Ирина и Анатолий нашли друг в друге настоящую любовь.

Мы говорили часами, пока катались на трамвае, взахлеб: и про жизнь, и про работу, и про книги. Самое главное – у нас оказалось много общего! Выяснилось, что мы одинаково сдержанно относимся к кино, оба считаем, что театр несравненно лучше. Это был как раз тот случай, когда дружеские отношения постепенно перерастают во что-то большее. Вскоре Ирина разошлась с ее первым мужем, и Анатолий ушел из родного дома к ней в 12-метровую комнату в коммуналке, с одним чемоданом.

Свадьбу они сыграли в июле 1980 года. Ирина Мазуркевич вспоминает: В ЗАГСе все обошлось без напускной помпезности: быстренько расписались и поехали на квартиру к Алисе Фрейндлих праздновать свадьбу. Нам тогда некуда было приглашать гостей.

Театр Комедии

В 1988 году Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич решили покинуть театр имени Ленсовета. Почему?
Анатолий Равикович рассказывает: Театр Ленсовета стал терять свои позиции. Игорь Петрович постарел, у него было все меньше и меньше желания заниматься театром. Ушло творчество. А поскольку мы все были свидетелями взлета, нам было очень больно смотреть на то, как театр умирает. У нас портились отношения с Владимировым. Работать стало неинтересно. Сначала ушел Петренко. Потом Фрейндлих. А потом и я…

Вместе с женой они пришли в Театр Комедии имени Акимова . Начинал Равикович с Зойкиной квартиры, где играл Аметистова. Потом были спектакли География (пьеса Фриша), Ромул Великий (пьеса Дюрренматта), Укрощение строптивой Шекспира, чеховские Маленькие пьесы, Тартарен из Тараскона, Мещанин во дворянстве.
Постепенно Равикович и Мазуркевич стали ведущими актерами театра.

Хоботов

Впервые Анатолий Юрьевич появился на экране в эпизодической роли просителя в историко-биографической ленте Элема Климова Агония (1974). Тот эпизод вряд ли тогда запомнился зрителям, ведь после короткого проката фильм был положен на долгие годы на полку.
Да и затем долгое время у актера не было в кино ничего более-менее серьезного. Небольшая роль Петра Ярославцева в биографической киноповести Воздухоплаватель, комик в короткометражке Театральные истории, еще пара небольших ролей вот, впрочем, и все за семь лет.

Наконец, в 1981 году Михаил Козаков пригласил Равиковича на главную роль в свою новую картину Покровские ворота.
Анатолий Юрьевич вспоминал: Вообще, для меня эта роль она была первой большой серьезной работой в кино. Она была значима даже не в том смысле, что вот сняться! А для меня это вопрос решался следующий: я как бы уже Мне было 40 лет, я очень мало снимался, и у меня возникал такой комплекс неполноценности, что почему же меня никто не берет? Я, наверное, не могу

В Покровских воротах Анатолий Равикович создал типичный в массовом сознании образ недотепы-интеллигента Льва Евгеньевича Хоботова, пытающегося вырваться из-под гнета бывшей супруги Маргариты Павловны. Образ настолько яркий и убедительный, что впоследствии зрители упорно ассоциировали актера с его персонажем. На самом деле Равикович совсем другой – более практичный, более волевой и жесткий. И в то же время, – признается актер, – я мог совершить такую же глупость, как Лев Евгеньевич: влюбиться в 42 года, бросить все, это меня роднит с Хоботовым. Я, как и Лев Евгеньевич, человек чувства.
Потому-то Равиковичу так дорог этот персонаж.
Фильм Покровские ворота отличали и замечательная драматургия, и прекрасно выписанные характеры, и все это было приправлено легким, непринужденным юмором, просто фонтанирующим с экрана. А какие актеры играли вместе с Равиковичем! Опытные Леонид Броневой, Инна Ульянова, Софья Пилявская, Евгений Моргунов, а также молодой, искрометный Олег Меньшиков (это его лучшая роль в кино), ну и, конечно же, очаровательная Елена Коренева! Как ни странно, но ожидаемого успеха не было. Слышались реплики, типа: Безвкусица!, Пошлятина Видимо, большое видится издалека. Лишь спустя несколько лет зрители вдруг разглядели картину. И не просто разглядели – фильм Покровские ворота стал просто культовым!

90-е

Роль Хоботова открыла для Анатолия Равиковича ворота в большой кинематограф. Вместе с тем, эта же роль сделала его заложником образа. Равиковича стали часто приглашать в кино, предлагая разные варианты Хоботова, только меньшие по масштабу. Как с юмором признался в одном из интервью сам актер: Хоботов француз, Хоботов белорус, Хоботов стоматолог, Хоботов гинеколог, Хоботов мафиози и так далее.

Пожалуй, только две роли в 90-е годы выбивались из общего списка. В первую очередь это знаменитый сыщик Эркюль Пуаро в фильме Вадима Дербенева Загадка Эндхауза. Режиссер не случайно остановился на кандидатуре Равиковича. Дербеневу очень понравился аналогичный западный сериал с Дэвидом Суше в главной роли, а Равикович, по его мнению, был похож на него. К счастью, наш актер не видел зарубежного сериала и не поддался на попытки режиссера сделать его героя солидным и медлительным, как у Суше. Равикович представлял Пуаро другим: легким, подвижным, эксцентричным человеком, совершенно не похожим на сыщика, скорее производящим впечатление полусумасшедшего старичка. По его мнению, именно таким видела его и сама Агата Кристи.
Равиковичу удалось воплотить эти качества в своего героя, и фильм получился живым и интересным. Равикович неоднократно признавался, что роль Пуаро дорога ему тем, что дала возможность проявить себя в другом качестве.
Совершенно другой, но столь же интересный образ был создан актером в фильмах Юнгвальд-Хилькевича Мушкетеры 20 лет спустя и Тайна королевы Анны или мушкетеры тридцать лет спустя (продолжении знаменитых ДАртаньяна и трех мушкетеров). В этих фильмах Равикович сыграл кардинала Мазарини, плетущего политические интриги.
К сожалению , обе картины заметно уступали в легкости и непринужденности первой и не имели большого успеха у зрителей. Потому и интересная роль Мазарини осталась как-то в тени

Новый век

Так уж случилось, что кинематограф не использовал многие актерские возможности Анатолия Равиковича. Наверное, поэтому в своих интервью он признается, что не любит кино. Оно, по мнению артиста, использует только то, что он уже сделал в театре. Во всяком случае, кино для него – не творческая работа. Ну, какое может быть творчество, считает артист, если ты приходишь на съемки, тебе дают текст, или дали его вчера, и ты его выучиваешь здесь же, а потом играешь три-четыре дубля. Творческая работа – это когда ты месяца два ищешь характер, пытаешься пробовать один, потом другой вариант. Это очень тяжелая работа.

Тем не менее, Равикович продолжает сниматься в кино. С 2001 по 2005 годы он сыграл Расплюева в двухсерийном фильме Джокер Михаил Козакова по пьесе Сухово-Кобылина Свадьба Кречинского, Тартарена в Тартарене из Тараскона Дмитрия Астрахана (когда-то Равикович уже играл эту роль в спектакле в Театре комедии), старого бухгалтера-зануду в семейной комедии Операция “Эники-Беники ” Приглашают актера (хотя и не так часто) и в сериалы. Его сериальная эпопея началась еще с Улиц разбитых фонарей, где он появился в образе сексота Цыплакова, затем был забавный аптекарь в комедийном сериале Вовочка, генерал Раевский в Поручике Ржевском…. В 2008 году вышли Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетеров, где Равикович вновь играет Мазарини. Будет ли эта картина удачной? Время покажет.

Как можно заметить, Равикович чаще всего на экране появляется в комедийных образах. На самом же деле, называть Равиковича комедийным актером было бы не правильно. Он признается: Для меня нет разницы между комедийной ролью и драматической. Для меня важно, что это за роль, о чем она. Мне важно, чтобы там был человек, о судьбе которого мне интересно рассказать. <> Я руководствуюсь одним принципом: интересен мне этот человек или не интересен. Мне интересна храбрость нехраброго человека, то, как обычный человек, борясь со своей робостью, нерешительностью, совершает поступок, превозмогая себя. <> И моя задача – убедить зрителя в том, что мы, обычные люди, способны на поступок, у нас должно найтись мужество на то, чтобы отстаивать в жизни свои принципы. Вот такие вещи меня очень занимают.

Что же до театра, то Анатолий Юрьевич по-прежнему работает в Театре Комедии. Работает не столь много в основном он занят лишь в двух спектаклях: Средство Макропулоса Карела Чапека и в Старшем сыне – удивительной, мудрой и вместе с тем простой пьесе Вампилова. Периодически он появляется и на сцене Московского театра имени Антона Чехова.

Питерский человек

Анатолий Равикович Петербургский человек. Он не хочет перебираться в Москву, ведь его устраивает и перелетная работа в столице. Он не хочет крутиться и хвататься за любую работу. Артист любит устраивать праздники, когда на душе празднично. Тогда он покупает водку, они с женой идут на рынок и просто сами себе делают праздник, их праздник.

А еще Равикович верит в магическую силу искусства вот придет человек в театр, а спектакль его возьмет, да и преобразит! Верит, что такое может произойти чаще с молодыми женщинами. С мужчинами хуже. Мужики в большинстве своем воспринимают искусство как забаву. Женщины более восприимчивы. И это не правда, что театр не влияет на жизнь. Не впрямую, не с первого раза, но воздействует и подчас весьма благотворно.

Автор книги воспоминаний: Равикович А.Ю. Продолжения не будет. Негероический герой. Воспоминания. СПб, Лимбус Пресс, 2008

Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга “Золотой софит” в номинации “За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга” (2006)
Лауреат Царскосельской художественной премии “За яркий актёрский почерк и книгу воспоминаний “Продолжения не будет. Негероический герой” (2009)

Почетного звания “Заслуженный артист Pоссии” удостоен в 1973 году.
Почетного звания “Народный артист Pоссии” удостоен в 1983 году.

Награжден Орденом Почёта в 2004 году.

Награжден Орденом Дружбы в 2009 году

Актер скончался в Санкт-Петербурге в воскресенье, 8 апреля 2012 года, после непродолжительной болезни. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.