Этот день в истории.


Этот день в истории.

25 февраля родился Александр Панченко.

Александр Михайлович Панченко (25 февраля 1937, Ленинград 28 мая 2002, Санкт-Петербург) советский и российский филолог, исследователь русской литературы и культуры, академик РАН (1991), лауреат Государственной премии России (1996). Автор историко-литературных фильмов и телепередач.
Родился в семье литературоведов, работавших в Пушкинском доме.

В 1953 году поступил в Ленинградский университет, в 1957 направлен на учёбу в Карлов университет в Праге. Окончил оба заведения в 1958. В 19581961 учился в аспирантуре ИРЛИ. В 1964 защитил кандидатскую диссертацию (Чешско-русские литературные связи XVII в.), в 1973 докторскую (Русская силлабическая поэзия XVII в.).

С 1962 сотрудник Сектора древнерусской литературы ИРЛИ, с 1978 заведующий Группой по изучению русской литературы XVIII в. (с 1986 Сектор русской литературы XVIII в.), с 1988 заведующий Отделом новой русской литературы, член Учёного совета.

Параллельно в 19751984 преподавал в ЛГИК, с 1984 профессор ЛГПИ. В 1992 читал лекции по русской литературе в Высшей школе социальных наук в Париже.

Научный консультант Древлехранилища Пушкинского Дома (с 1976). Член редколлегии журнала Русская литература (с 1979), Вестник Российской академии наук (с 1998). Член Союза писателей СССР (с 1980).

Председатель Комиссии РАН по истории филологических наук, Научного совета РАН по русской культуре.

В 1998 награждён международной премией Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Сын Александра Михайловича Александр Александрович Панченко, так же как и отец, является сотрудником Пушкинского дома и так же связал свою жизнь с филологией (доктор филологических наук, профессор).

Научные взгляды.

В работе Русская культура в канун Петровских реформ исследовал систему ценностей и понятий русского общества XVII века. Подробно анализировал место смеховой культуры в православном мировоззрении допетровской и петровской Руси. Согласно его концепции, мир русского православного человека отводил необходимое место скоморошеству:

Понятно, что ремесло весёлых людей находилось в непримиримом противоречии с православной трактовкой смеха. Понятно, отчего Церковь строго и неукоснительно их порицала Самый факт обличений вовсе не доказывает, что скоморошество находится вне православной культуры (хотя оно явно вне православных идеалов). Всегда обличается грех, но жизнь без греха попросту невозможна (един Бог без греха; бегайте того, кто говорит я без греха, наставляют древнерусские поучения, он хуже убийцы, его обуревает сатанинская гордыня, он не способен к покаянию). Всегда обличаются дьявол и бесы, но и без них, так сказать, не обойтись. Они наказывают грешников в аду. На этом свете они соблазняют людей, провоцируют их к злу, слабых бесповоротно губят, а тех, кто в силах побороть соблазн, в конечном счёте укрепляют в добре. Как бы то ни было, Бог попущает бесам. Может быть, весёлым скоморохам тоже попущали власти Древней Руси?

Скоморохи были людьми крещёными и долгое время от Церкви не отлучались. В жалованных грамотах конца XVXVI веков общение со скоморохами объявлено делом вполне добровольным. Каждый волен пользоваться или не пользоваться их услугами. В XVII веке разворачивается программа оцерковления жизни: Раньше благочестие и веселье были если не в состоянии равноправия, то в состоянии равновесия. Теперь на первый план выдвигается благочестие, жизнь с молитвами, поклонцами и слезами, как говорил Аввакум. Реабилитация смеховой культуры произошла в царствование Петра.

Раскрыл смысл титулования царей XVII века тишайшими:

В государственной фразеологии мятеж регулярно противопоставляется тишине. Из этого следует, что тишайший монарх это обладатель тишины, царь, который умеет поддержать порядок. Слово тишайший титулярный элемент (хотя в официальный титул оно так и не вошло)

Панченко рассматривал мировоззрение Пушкина в контексте дебатов начала XIX века о переводе Библии на современный русский язык (Ранний Пушкин и русское Православие), анализировал характерный для русской культуры феномен восприятия писателей как мирских святых (Русский поэт, или мирская святость как религиозно-культурная проблема).

Могила А.М. Панченко на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Публикации.

Чешско-русские литературные связи ХVII века. Л., 1969;
Русская стихотворная культура ХVII века. Л., 1973;
Смеховой мир Древней Руси. М., 1976 (в соавторстве с Д. С. Лихачевым) (на чешском языке: Прага, 1984);
Смех в Древней Руси. Л., 1984 (в соавторстве с Д. С. Лихачевым и Н. В. Понырко);
Русская литература в канун Петровских реформ. Л.: Наука, 1984, 1996;
Чтобы свеча не погасла. Л., 1990 (в соавторстве с Л. Н. Гумилёвым);
О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000;
Я эмигрировал в Древнюю Русь. СПб, 2008.
Литература.

Александр Михайлович Панченко И. Николаев. М.: Наука, 2007. 96 с. (Материалы к биобиблиографии учёных. Литература и язык. Выпуск 32). ISBN 5-02-035414-7.

%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87